Предпосылки выполнения работ для внедрения ЕИС «Цифровой университет»
Фактический уровень автоматизации учебного процесса в большинстве университетов следующие проблемы:
- автоматизация носит локальный («очаговый») характер;
- используемые средства автоматизации разработаны с использованием различных средств разработки и на основе разных платформ (систем управления базами данных);
- отсутствие возможности организации электронного взаимодействия между всеми используемыми информационными системами и базами данных;
- использование большого количества информационных систем и баз данных с разными интерфейсами и возможностями, что создает сложности в обучении и работе в них сотрудников;
- отсутствие возможности получения оперативного свода информации из разных источников, что увеличивает время принятия управленческих решений;
- дублирование информации, многократный ввод и обработка данных;
- большая степень вероятности допущения ошибок при принятии управленческих решений по причине использования разнородных информационных систем и баз данных;
- отсутствие единой базы данных учета контингента по всем направлениям подготовки и всем факультетам;
- использование многократного ввода информации для решения локальных задач, касающихся предоставления образовательных услуг;
- отсутствие расписания учебных занятий в электронном виде, что затрудняет анализ выполнения учебного плана, загруженности аудиторного фонда, контроль за работой преподавателей;
- отсутствие единой базы результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по всем направлениям подготовки;
- отсутствие полноценной электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), предусмотренной Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования для образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию.
Таким образом, фактический уровень автоматизации учебного процесса в университетах РФ на сегодняшний день не позволяет реализовать ряд ключевых преимуществ современных информационных технологий, прежде всего – возможность оперативного принятия управленческих решений участниками процесса в связи с разрозненностью используемых изначально данных.
Учитывая текущую ситуацию, а также политику государства, направленную на совершенствование системы управления образованием, внедрение Единой кампусной информационной системы автоматизации учебного процесса позволит обеспечить необходимое качество предоставления образовательных услуг.
Создание ЕИС «Цифровой университет» в университетах РФ обеспечит достижение следующих целей:
- создание условий для повышения качества и эффективности предоставления образовательных услуг;
- автоматизация рутинных операций, связанных с документальным оформлением индивидуальных планов преподавателей, расписания занятий, создания и ведения расписания;
- получение структурированной информации, статистической информации в виде отчетов и печатных форм;
- создание и развитие механизмов контроля посещаемости занятий для корректировки управленческих решений;
- создание и развитие механизмов доступа обучающихся к учебным материалам, электронному портфолио, результатам промежуточной аттестации;
- совершенствование процессов координации и взаимодействия между подразделениями университета, в том числе со студентами и преподавателями;
- снижение трудозатрат сотрудников, обеспечивающих служб университета за счет автоматизации ежедневных операций.
Для достижения данных целей решаются следующие задачи:
1) Обеспечение высокой степени автоматизации образовательных процессов, а также предоставление эффективных методов контроля на всех этапах ведения образовательной деятельности.
2) Обеспечение высокой ступени доступности информации для всех участников образовательного процесса в рамках ведения образовательной деятельности.
3) Сокращение трудозатрат сотрудников, связанных с исполнением полномочий в образовательных процессах.
Решение поставленных задач и целей достигается путем реализации мероприятий по созданию и внедрению ЕКИС.